Цветной слух: плюсы и минусы феномена
Цветной слух. На первый взгляд покажется – своеобразная игра слов. Нет. Он встречается как у обычных людей, так и у известных музыкантов. О нём ходят легенды. Некоторые исследователи серьёзно изучают это явление, а кто-то считает его ерундой. Что же на самом деле «скрывается» за этим словосочетанием?
Соединение музыки с цветом известно ещё со времен древнего мира. Например, в древней Индии считали, что в каждом человеке заложена своя собственная мелодия и цвет. У греков цвета и звуки были аналогами цветов радуги, а их соотношение соответствовало музыкальным созвучиям.
К этому эксперименту присоединился даже Исаак Ньютон, который определил соотношение цветов с их звуковыми аналогами. Например, нота «до» – красная, «си» – оранжевая, «ля» – желтая, «соль» – зеленая, «фа» – голубая, «ми» – синяя, а «ре» – фиолетовая. Несмотря на то, что учёный подходил к проблеме чисто механистически, он дал точную темперацию цветного ряда в музыке.
В XVIII веке, например, был создан «цветной клавикорд». Этот музыкальный инструмент с помощью цветных лент, флажков, драгоценных камней и даже свечей демонстрировал слушателю (и зрителю) определенные цвета в специальном «окошке».
«Цветной слух» или музыкально-цветная синестезия (а также хроместезия, фонопсия) – это явление, при котором услышанные звуки автоматически вызывают у человека, наделённого такой способностью, цветные образы. Их называют синестетами. Таких – примерно 0,5% всего населения планеты. Люди, которые «разрисовывают» услышанную ими музыку, в повседневности так же ощущают свою «способность». Они «чувствуют» цвет и в дополнении к своим обычным действиям, связанным со слуховым восприятием.
Явление синестетического цветного слуха является довольно редким и весьма неприятным для музыкантов. Так, у них повышается чувствительность к окружающему информационному шуму, что сегодня является большой проблемой. Среди самых известных «владельцев» цветного слуха – Н.Римский-Корсаков, А.Скрябин, М.Чюрленис.
В связи с необычностью феномена цветного слуха, вокруг него в течение многих лет создавались мифы.
Что нужно знать о синестезии, каковы её реальные плюсы и минусы?
Во-первых, врожденная синестезия – это условное понятие и воспринимается в большей степени как формальность. Хотя генетика и может быть определяющим фактором, однако нужно учитывать и культурную среду, особенности воспитания, способы общения, стиль познания и мышления. Это означает, что родители синестетов могут сами не являться таковыми и наоборот.
Во-вторых, синестеты не видят никакой «скрытой истины». Миф о «цветном слухе» довольно часто воспринимают как способность видеть «истинную» природу вещей, а синестетов считают «просветлёнными» и теми, кто видит другую сторону бытия. С точки зрения логического мышления, если бы цветной слух был действительно «даром», то все бы видели одно и то же. Синестетические ощущения глубоко индивидуальны, поэтому и существуют разнообразные мнения об этом феномене.
В-третьих, не все синестеты талантливы или «одарены». Это распространенная ошибка. Конечно, среди представителей этого феномена нашли своё место и такие выдающиеся фигуры как Р.Фейнман, О.Мессиан, В.Набоков.
Многие думают, что видеть цвет звуков – это невероятное, удивительное ощущение. Но никто не учитывает, что «цветные» ассоциации в случае врожденной синестезии не меняются в течение всей жизни, а проявляют себя уже в раннем детстве (5-6 лет). Получается, что в 5 или в 55 лет у человека возникает одинаковая реакция на один и тот же «раздражитель». Всегда одно и то же! Так что вряд ли у этого человека будут возникать эйфория, аффективные состояния. Да и «мурашки» не будут бегать по спине. В случае врожденной способности «цветослышания» человек привыкает к «таким» ощущениям, которые для других – необычны.
Неправильной также есть теория, что все индивидуальные проявления синестезии обязательно связывают приятное с приятным и наоборот. То есть, неверно, что синестет, впервые услышавший звук фортепиано, сразу «получает» некий образ звука, который он уже не может контролировать или изменять.
Отсюда возникает вопрос: зачем человеку синестезия, если она не такая и полезная? Использовать свою способность можно для запоминания мелодий и тональностей композиций. Довольно часто цветной слух сосуществует вместе с абсолютным, что уже является основой для дальнейших занятий музыкой. Также можно выработать свой собственный стиль в искусстве как, например, своими музыкальными картинами художник Адольф Вёльфли.
Цветной музыкальный слух – это не миф, не наказание, а мощный импульс для творчества!
Олеся Борсук |
Комментарии