К празднованию 50 годовщины создания английского Mellotron

В далёком апреле 1962 года в Бирмингеме английская компания Bradmatic и её владельцы Лесли, Норман и Франк Бредли переживали не лучшие времена. В те времена страну постиг экономический спад , да и несколько смертей подряд в их семье рисовали картину будущего в самых угрюмых тонах. Но однажды всего один телефонный звонок всё изменил. Некий господин заказал 70 головок для магнитной ленты, которые следовало доставить в номер одного из отелей Лондона. Так братья Бредли познакомились с американским джентльменом по имени Билл Франсен и его двумя «ленточными клавиатурами», так называемыми Chamberlin.

Братья были поражены звуками инструментов и основоположной идеей проигрывания каждой клавишей до трёх дорожек звукозаписей, поэтому в скором времени согласились усовершенствовать инструмент механически и технически на базе своей компании, которая единственная в то время специализировалась на механических устройствах, усилителях и головках для магнитных лент. Новый инструмент назвали Mellotron Mk I, а звуки для него записывал оркестр под руководством великого дирижёра Эрика Робинсона в Лондонской студии IBC . Месяц за месяцем тысячи инструментальных и ритмических фрагментов записывались на студии, в то время как персонал Бредметик трудился в поте лица над решением всех проблем, возникших за время создания первого прототипа. В декабре 1963 года, после мучительно долгих месяцев интенсивной работы над проектом Mellotron – первая модель МК I была запущена в продажу по головокружительной цене в 1000 фунтов стерлингов. Вопреки заявлениям производителя, эксклюзивный инструмент для домашнего использования МК I оказался моделью в 160 кг, с двумя регистрами, в последствии исключительно сценического предназначения.

Но оркестровые звуки и ритмичные аккомпанементы переизданной модели МК II настолько взбудоражили сознание слушателей в 1964 году, что инструмент молниеносно пробил себе путь в высшую лигу таких поп-исполнителей как Moody Blues, The Beatles, Rolling Stones. А после того, как в 1966 году хит Манфреда Манна «Semi-Detached Suburbian Mr. James» вошёл в тройку лучших - началась целая эпоха песен, пропитанных меллотроновским звучанием.

В 1968 году свет увидела M 300 – облегчённая модель (113 кг) MK II, но была продана очень малым количеством. А уже в 1970 году на рынок выпустили всего-лишь 55-киллограмовую белоснежную «малютку» Mellotron М 400. В 1972 такие прогрессивные группы, как Genesis и Yes, произвели фурор сенсационным звучанием «Восьми Хоров», что сделало малютку М 400 самой популярной среди всех моделей Mellotron. Чтобы ещё больше оптимизировать мировые продажи был подписан контракт с американской компанией Dallas Musical Instrument (DMI), который включал в себя и передачу официального названия бренда Mellotron. Но уже в 1977 году братья Бредли, которые к тому времени уже торговали от имени компании Streetly, обнаружили, что финансовое положение DMI было настолько плачевным, что им пришлось объявить себя банкротом. К несчастью, бренд Mellotron вскоре был незаконно продан в США.

С тех пор у постаревших братьев Бредли начались тяжёлые времена противостояния их, так называемых, Novatron c захватывающими рынок синтезаторами и семплерами. Они всё ещё дорабатывали свой двухрегистровый MK V с каркасом под два набора магнитных лент и с 1981 по 1983 три Novatron Т 550 в специальных кейсах для транспортировки. Хотя Streetly еще держались на плаву до 1987 года, великая эпоха Tron всё же подошла к концу. Лес Бредли продал свою машинку для нарезки магнитных лент и 2 Mellotron Лондонскому Научному Музею, после чего компания окончательно обанкротилась.

В ранних 90-х, Mellotron снова зазвучал, но совсем по-новому, в руках исполнителей музыки в стиле брит-поп, таким образом, вернув себе былую славу. Переживая заново свой расцвет, в 1993 году Джон Бредли, сын Леса, воскресил в партнёрстве с Мартином Смитом старую компанию под именем Streetly Electronics. Посвятив себя реставрации старых Mellotron и продаже звуков к ним, Джон решил попробовать выпустить на рынок и новую продукцию.

Таким образом, в 2006 году был представлен революционный Streetly M 4000 с набором в 24 звука. А уже в 2010 выпустили приложение для iPad Mellotronics M 3000 HD, коллекция которого содержит все 24 звука из оригинальной аудио библиотеки Streetly.

Сначала звуки скопировали с эталонных лент на специальные ленты Mellotron формата ¼ дюйма, затем помещены в свежеиспечённый беcкорпусный Skellotron, через который их запускали и записывали конечный звук. В противовес чистой студийной записи, такая «меллотронизация» обеспечивает типичное меланхолическое, «сказочное» звучание, полное волшебства, которое будоражит наше сознание на протяжении последних 50 лет.

1. Birotron Choir
С 1975 по 1979 год, при финансовой поддержке клавишника группы Yes Рика Уэйкмена, американец Дэвид Биро тщетно пытался соперничать с Mellotron, противоставляя ему свой Birotron B 90, с его бесконечными 8-дорожечными кассетами. Было решено обратиться за помощью в Streetly Electronics для создания инструмента, основой для которого послужили ранние неотредактированные записи хора. Много лет спустя, эти записи были снова обнаружены в архивах Леса.

02. Sad Strings
Эксперименты над новыми звуками всегда имели место в компании Streetly , как и в данном случае. Несмотря на множество фальстартов, резких концовок и нестроящих звуков, после некоторых усилий всё же удалось извлечь из исходной ¼ дюймовой ленты 70-х глубоко атмосферный и мелодичный звук Mellotron.

03. Glenn Miller Brass
В 30-е годы американский джазовый тромбонист и руководитель оркестра Глен Миллер (1904-1944) явил музыкальной сцене новое звучание большого оркестра. Особое сочетание духовых инструментов, в котором партия кларнета превалировала над саксофоном популярно и по сей день. Даже сейчас можно услышать его бессмертные хиты, такие как «Chattanooga Choo Choo» или «In the Mood» с его фирменным сочетанием медных духовых с солирующим кларнетом и отсутствием саксофона.

04. MkI Marimba
Первая запись маримбы на Mellotron была обусловлена духом и музыкальными вкусами ранних 60-х. «Тёмный» звук стал не только отличным аккомпанементом для таких поп-песен, как «Spanish Eyes», но и создал великолепную базу для интенсивных и атмосферных фоновых звуков.

05. MkI/II CRIMSON Organ
Первые большие Tron предназначались для камерного и студийного использования и должны были содержать звуки органа. Но, спустя некоторое время, те самые винтажные органные шумы перестали соответствовать современным запросам. Умело используя орган Lowrey, Лесли проиграл звук на большой скорости, что придало им необычное и интересное звучание. И уже в 1970 году этот звук был использован в песне «Cirkus» из альбома «Lizard» группы King Crimson.

06. Classic Strings
В результате аккуратного смешивания скрипок МК I/II и струнных М300А получился очень красивый семпл, в котором струнные непревзойдённо дополняли друг друга и поражали своей естественностью.

7.Cor Anglais 2.
Так же известный как «Английский горн» - красивый, чисто звучащий тенор гобойной группы инструментов был перезаписан русской гобоисткой Ксенией Трубашник, ныне живущей в Канаде. Миссис Трубашник известна своей блистательной карьерой в составе Московской Филармонии, Бельгийского Национального Оркестра и Симфонического оркестра Торонто.

08. Dick Strings
Не пугайтесь столь необычного названия для комбинации звуков. «Тронбратья» в своей компании Streetly создали очень меланхоличное звучание струнных специально для Шотландского музыканта Майка Диксона, смешав звук «струнные М300А» и «Альт» в соотношении 60% к 40%.

09. Dick Strings+ Cello
Чтобы придать Dick Strings ещё большую силу и глубину, была добавлена виолончель М400, записанная Реджинальдом Кирби. Звук стал идеальным для музыкального сопровождения самых мрачных песен и туманных хмурых дней. Странно, что хоть звукозапись виолончели датируется 1966 годом, впервые её использовали только в начале 70-х.

10. Fairlight ARRI
В 1980 году, студент Сиднейской Музыкальной Консерватории Том Стьюарт записал культовый вокал блюзовой певицы Сары. С помощью умопомрачительно дорогого «CMI Fairlight Series I» и благодаря его, в то время, сенсационной технике 8-битного семплирования, после бесконечного количества попыток и редакций, всё же удалось создать этот придыханный, грубоватый вокальный звук, так же известный как «Сарарр»). А уж такие исполнители, как Питер Габриель, Жан-Мишель Жарр, Art of Noise, Yello и Майк Олдфилд быстро обеспечили его узнаваемость.

11. Fairlight Swannee
Как и «АРР 1» эта пан-флейта была добавлена в стандартную библиотеку Fairlight. Кейт Буш, Питер Габриель («Family and the Fishing Net») и Томас Долби («Mulu The Rain Forest») были самыми заядлыми поклонниками этого интересного звука, который отлично подходил для уплотнения звучания как духовых инструментов, так и органов.

12. Cor Anglais / Oboe Split
«Английский горн» в нижнем регистре, плавно переходящий в звучание новой записи гобоя в верхнем регистре – такая комбинация создаёт едва ли пасторальный, гортанный звук, темпераментный и чарующий, идеальный для создания наиболее утончённых произведений.

13. Woodwind 2
Ян Макдональд, известный благодаря свои выступлениям с King Crimson, Foreigner и Стивом Хакеттом, играл на флейте с ярко выраженным вибрато. Сочетание мягкого звучания французского рожка и дуэта английского горна и гобоя создаёт оригинальное средневековое звучание, не уступавшее уже известным «Деревянным духовым».

14. 8 Voice Choir
В 1972 году, когда 4 женских и 4 мужских голоса хора Теда Тейлора были записаны по отдельности на Лондонской студии IBC, никто и представить себе не мог, насколько популярным станет этот набор звуков М400, после ведения их воедино. Из-за явной неприязни братьев Бредли к голосовым записям Chamberlin, считалось, что хор Mellotron ни к чему. Но, так или иначе, по требованию клиентов, звуки хора пришлось всё-таки записать. Триумфом так называемого "Восьмиголосного хора" стал выход альбома «Foxtrot» группы Genesis. Это не только поспособствовало активным продажам М400, но и вскоре стало образцом, на который равнялись все другие записи хоров.

15. Gothic
Если готика в вашем понимании - это глубокий, тяжёлый и массивный звук, то вы вполне имеете представление о том, какой получился звук у Леса Бредли в 1992-93 году, когда он случайно смешал 8 Voice Choir, Strings и St. John's Church Organ, хотя всего-навсего хотел скопировать их на три разные дорожки.

16. Gongs + Marimbas
Очень старое и очень редкое сочетание из архивов Streetly: различные удары гонга на трёх первых клавишах инструмента сопровождаются утончёнными звуками маримбы низкого качества на остальных. Интересный и необычный звук, который вдохновляет на эксперименты!

17. M 4003 Violins
В 1970 году, новая переделанная версия всем известных скрипок МК I/II стала неотъемлемой частью стандартного набора любого М400. Чтобы сгладить хрипловатые ноты и освежить звучание струнных в целом – было решено несколько занизить звучание первого сопрано. Такие группы, как Genesis, The Strawbs, The Dutch Earth & Fire и Led Zeppelin обеспечили новой версии струнных всемирную славу.

18. American Pump Organ
После того, как гармони стали неотъемлемой частью церквей, общественных клубов и даже частных домов – он проложил себе путь и в мир популярной музыки. Джон Леннон играл на нём с нескрываемым удовольствием в Битловском видео «We can work it out», в то время как Том Уэйтс взял его звучание за основу для своих суровых, меланхоличных композиций. Джим Лика стал создателем этой новой записи (с характерным шумом воздуходувных мехов), которую можно очень гармонично сочетать со звучанием любых органных инструментов.

19. MkI Vibes (Vibrato)
Ещё один классический звук из ранних Tron, но на этот раз в хорошем качестве. Этот удивительный звук вибрато стал не только изюминкой многих джазовых композиций, но и песни Джона Ленона «Jealous Guy» 1971 года и композиции «I’m only dreamin» группы Small Faces.

20. New String Section
Для достижения наиболее классического звучания секции струнных, в Streetly было решено объеденить "Triple Cello", "Sad Strings" и Cyndee Lee's "Viola". Получилась очень сильная запись с насыщенным оркестровым колоритом.

21. Pinder Organ
В качестве замены тяжёлому концертному органу, клавишник Майк Пайндер использовал Троновскую запись Американского органа Lowrey в 7 своих бестселлерах: альбомах «Moody Blues» в период с 1967 по 1972 год. Стритли восстановили звук, ранее известный как «МКI/II церковный орган», и теперь он блистает во всём своём великолепии.

22. Rhodes
Абсолютный раритет, который ранее не был включён в официальную библиотеку Streetly. Фортепианные звуки никогда не были коньком Tron, из-за частых колебаний высоты звука во время воспроизведения. Но именно это звучание модулированного M 400 Rhodes electric piano позволило группе «Tangerine Dreams» создавать свои космические музыкальные полотна.

23. Moogwoosh.
В конце 60-х звуки, синтезированные первыми модульными системами Moog, становились всё более популярными, поэтому этот чудовищный, щедро сдобренный фильтрами звук записали для маленького М400 на Лондонской студии IBC. Moogwoosh поставлялся крайне редко и только под заказ , ещё реже его можно услышать как индивидуальный звук. Чаще всего его использовали как мощный бас в сочетании с различными оркестровыми комбинациями под руководительством Леса Бредли.

24. Wine Glass
Этот редкий, малоизвестный звук М400 лишь ненадолго задержался в музыкальной библиотеке Streetly. Принцип действия этого инструмента был аналогичен стеклянной гармонике – инструменту, созданному американским изобретателем и политиком Бенджамином Франклином (звук извлекался от прикосновения мокрым пальцем к вращающимся стеклянным чашам). Наполненные водой бокалы, по верхушке которых тёрли влажным пальцем – «пели» необычайным, текучим, сверхъестественным тоном, который в некоторой степени походил на звук и атмосферу органа.

Клаус Хофма-Кук

 

Комментарии

Еще никто ничего не написал, вы можете стать первым!

Написать комментарий [отменить ответ]