Allegro #17: Игра с метрономом – когда это нужно, а когда нет?

«Метроном» в переводе с греческого значит – «закон меры». Все мы знаем, что это та штука, которая ровными ударами разделяет бесконечное время на ровные промежутки. Постоянная и абсолютно точная пульсация – его профиль.

Механический деревянный метроном придумал (около 200 лет назад) друг Бетховена – Иоганн Непомук Мельцель. Теперь пользуются и механическими, и электронными метрономами, которые для удобства часто соединяют с тюнерами.

Для Музыкантов – это незаменимая и необычайно нужная вещь. Причем, нужная для занятий на любом уровне, – начинающим, любителям и виртуозам-профессионалам.

Когда, для чего и как работать с метрономом?

Им пользуются для черновой репетиционной работы. Мы хотим порекомендовать Вам несколько практических этапов занятий с метрономом:

1- «Максимальное замедление»: снижаем темп в 2, даже 3 раза и как черепаха скандируем каждую ноту, каждый оборот, каждый мотив. Это поможет улучшить качество артикуляции, послужит выработке точной атаки и глубины звуковой подачи.
2- «Максимальное ускорение»: постепенно повышаем скорость ударов метронома до максимальной (значительно большей, чем Вам реально нужно) и при утрированно-громкой динамике продолжаем обыгрывать те же ноты и обороты, выдерживая ритмичную точность. Это тренирует руки и помогает наработать техническую виртуозность. Чтобы Вы чувствовали себя комфортно в любом темпе, чтобы ровная игра в нормальном темпе не была для Вас нагрузкой, а стала легкой и свободной.
3- «Механическое остинато»: в нужном темпе (таком, которого требует музыка) закрепить повторами композицию. Это необходимо, чтобы открыть в себе внутреннее ощущение нужного темпа и запомнить его. Запомнить так, чтобы пульсация продолжалась внутри Вас дальше, уже без стука метронома.

Такая работа – очень сложная и далеко не сразу и не за один день все получится идеально. Но она есть самое эффективное лекарство при неровной, суетливой игре, при скомканной и смазанной подаче (особенно в технически сложных местах). Подобные занятия:

• развивают внутреннее ощущение пульса;
• приучают к темповой выдержке;
• воспитывают ритмическую точность и четкость;
• формируют равновесие и уверенность подачи.

Все эти качества должны быть основой и каркасом для дальнейшей работы над эмоционально-стилевой стороной композиции.

Между прочим, на нашем портале «Музыкант.Укр» есть разные метрономы – механические и электрические, с тюнером и без, разного цвета. Это на случай, если у Вас еще нет этой незаменимой вещи.

Когда метроном не нужен и будет мешать?

Не стоит использовать метроном в некоторых иных фазах занятий Музыканта. Например, при работе:

• над фразировкой;
• над чистотой звука, точностью интонирования;
• с динамикой;
• над агогикой, которую ни в коем случае не стоит путать с неровностью (агогические приемы будут органичными и сработают только тогда, когда Вы будете чувствовать точную и ровную пульсацию внутри себя).

Для всех последних пунктов тоже срабатывают описанные приемы замедления и ускорения. Для того, чтобы путем бесконечных повторов и вслушивания найти именно то, что нужно, найти идеальный звуковой вариант.

Еще один интересный факт – человек, в принципе, не может воспринимать и чувствовать метр без движения, без реальных ритмичных мышечных сокращений. Это значит, что в “замороженном”, “недвижимом” или “вяленом” теле воспитать внутренний метроном не получится никогда! Поэтому особенно при работе над метроритмомДВИГАЙТЕСЬ: качайте головой, дергайтесь ногой или любой мышцей живота, спины, шеи или любой другой. Это Вам физически и реально поможет. Но также помните, что если Вы не рок-гитарист, а например, академический скрипач – тогда будьте осторожны. Поскольку на сцене не все движения смотрятся красиво и кстати. Иногда они отвлекают или даже раздражают слушателей. В любом случае, они, все же, должны быть, но иногда менее заметными, более аккуратными и должны соответствовать стилистике музыки.

Факты для любопытных:

• Венгерский авангардист Дьёрдь Лигети написал музыкальную композицию специально и только для метрономов. Это «Симфоническая поэма для 100 метрономов». Звучит она очень оригинально и концептуально. А еще – навевает глубокие мысли, например о том, что каждая отдельная жизнь – это отдельный метроном. Каждый из нас живет в собственном темпе. Полифония метрономов – это полифония нашего современного общества, нашего мира, нашей жизни.

• Другой композитор, тоже авангардист и постмодернист Альфред Шнитке использовал метроном в музыке к фильму «Мёртвые души». Здесь искусственность и сухость ударов метронома ассоциируется с миром неживого, механического и не духовного. Вот так, – тоже концептуально, и тоже оригинально.

Комментарии

Еще никто ничего не написал, вы можете стать первым!

Написать комментарий [отменить ответ]