Allegro #25: Хористы-юмористы. Таинства "святой" работы

В Украине сейчас существует более 38 тысяч церквей (ого-го-го!), среди которых почти 13 тысяч принадлежат к Украинской Православной церкви. И почему бы музыкантов интересовали такие факты?

Скажем честно, нас эта статистика волнует исключительно в прагматических целях. Ведь во всех этих церквях есть наше место заработка – клирос.

Церковний хор

Вы музыкант от Бога (или где-то около того), разбираетесь в нотах (хотя бы немного), умеете держать звук в горле (так, в общем-то, неправильно говорить, но это неважно)? Если да – добро пожаловать! Работа в церкви почти никогда не бывает основной, но может быть постоянной. Это очень хорошая возможность удобной и оптимальной музыкальной подработки. Почему?

Хор

Во-первых, Вам гарантирован довольно удобный график. Петь нужно не каждый день, а только в дни служб и в дни праздников. Время выступлений – раннее утро, вечер, ночь. То есть, весь день и большинство вечеров – в Вашем свободном распоряжении, а это – даже более, чем удобно.

Во-вторых, Вам гарантируется регулярная зарплата, хотя и очень небольшая (возьмем на себя смелость сказать, что, все-таки, гарантируется, хотя в этой земной жизни ни в чем нельзя быть уверенными). Платят за каждую репетицию и за каждую службу – обычную или праздничную (примерно от 100 до 400 грн.). Платят или сразу после каждого выхода, или за определенный период (от недели до месяца).

Еще среди положительных моментов работы в хоре – бесценная практика, драгоценный опыт и дополнительные шансы улучшить свою духовную карму.

Вообще, если Вы захотите окунуться в эту сферу, то должны кое-что знать. О неписаных истинах, которые знают все музыканты. Или не все... (один Бог знает точно). Вот мы и расскажем о некоторых из них – о типажах хористов.

Типажі хористів

Но все, сказанное ниже, не является устойчивым катехизисом церковно-певческого музыкального прихода, и поэтому не может подлежать ни серьезному восприятию, ни какой-либо критике. Ничего криминального, это всего лишь субъективно-объективные “многовековые наблюдения частосмеющихся певчих”.

Альтытянучки-ждучки»).Главное, что должен делать в хоре альт – это ждать, пока сопрано и тенора, наконец, выучат свои партии. Если Вы не слишком стабильный и не очень уравновешенный психотип “гомо-людэнс”, тогда не садитесь в альты. Поскольку альты часто вынуждены долго стоять на месте (на одной-двух нотах), вынуждены крутиться в замысловатых однообразных оборотах и всегда должны подстраиваться под всех остальных. Здесь особо необходимы терпение и выдержка. Но есть здесь и свой кайф – он просто в том, чтобы потянуть, чтобы зависнуть, чтобы влиться в общее звучание и создать гармонию, объем, полноту звучания. Речь идет не о диапазоне, который у альтов может быть широким, а о специфике партии.

Если Вы мужчина, то Вам очень повезло. В хорах вообще и в церковных хорах, в том числе, систематически не хватает низких голосов. За что их очень любят и за что им все прощают.

Тенора, например, часто ведут себя так, будто бы они «ангелы в человеческом одеянии». У них, во-первых, голос высокий (что подходит ангелочкам), во-вторых, слишком требовательная натура и, в-третьих, – их просто мало, хотя, кажется, об этом уже говорилось.

Басыпрыгучки-непопадучки»). Знаете анекдот о том, чем отличаются контрабасисты в училище и консерватории? – партия в училище: «До-соль_До-соль_До-соль...До», а партия в консерватории: «До-соль_До-соль_До...соль-ля-си_До-соль_До...соль-ля-си_До...». Так и басы в хоре – поют две с половиной ноты и при этом не всегда попадают туда и тогда, куда и когда нужно. То-то и оно, когда все повторяется, как тут не запутаться?

Сопранопринцессы-пищалки»). Они хороши, и голоса у них тоже очень даже неотразимы! Но они те, кто может существовать совершенно автономно, кто может свободно порхать на неопределенной высоте. Кто ускоряет и замедляет, кто всегда знает, куда и как должна двигаться музыка (динамически и темпово). И считают, что совсем необязательно это же самое знать всем, необязательно договариваться – все должны как-то подхватить, сами собой подлететь.

На самом деле, работа в церковном хоре не очень выгодна финансово, ведь в результате заработок не такой уж и высокий. Более того: очень много церковных хористов работают бесплатно – от доброй души, с радостью и благоговением.

Работа в хоре очень сложная – поскольку требует постоянной и длительной нагрузки на голосовые связки. Работа в хоре – это серьезные интеллектуальные нагрузки (постоянная читка с листа). Работа в хоре – духовная, потому что Вы постоянно углубляетесь в ту образную и эмоциональную сферу, которую представляет собой музыка. Но это интересная, приятная и внутренне благодарная работа!

 

Комментарии

Еще никто ничего не написал, вы можете стать первым!

Написать комментарий [отменить ответ]