Музыканты, которые поздно начали: реальность и факты

Когда следует начинать музыканту? Мне за 30, есть ли шансы? Стоит ли начинать? Интернет кишит подобными поисковыми запросами, и нас убедительно уверяют, что отнюдь не поздно, что всегда и все зависит только от желания и настойчивости. И это правда.

Однако всемирно известных музыкантов, которые начали учиться музыке взрослыми, в реальности совсем немного. Мы не пессимисты, а совсем наоборот. В данной статье мы поставим несколько важных вопросов в этом отношении и попытаемся-таки разобраться, выяснить: что к чему.

Поздно, это когда?

Рано – это... не уверены, что существует нижняя граница, но примерно с 2-3 лет.

Нормально – это в 4-7, ведь большинство профессиональных музыкантов на планете Земля за все время ее существования начинали свою музыкальную карьеру именно в этом возрасте.

А вот с “поздно” ситуация не такая прозрачная. Для академических скрипачей и пианистов 8-9 – это уже считается поздно. Для духовиков, ударников и гитаристов поздно начинается примерно в 10-12.

Для вокалистов, для рок- и поп-музыкантов такая черта очень гибкая. Кто-то начинает в 13, кто-то в 15, в 17, в 23, а кто-то 30-летним, и это не является принципиальным фактором.

Немного фактов

Кто начинал рано? Такие выдающиеся музыканты мира, как Моцарт, Бетховен, Чайковский, Бах, Шопен, Паганини, Ойстрах, Ростропович, Паваротти... Джон Леннон, Боб Дилан, Шакира, Бритни Спирс, Джамала, Святослав Вакарчук, Оля Полякова и, скажем откровенно, почти все популярные музыканты, которых мы с Вами очень хорошо знаем.

Если тех, кто начал рано, у нас есть целая куча, например, то тех, кто поздно начал, называем медленнее и по одному.

Пол Маккартни (Paul McCartney). В 14 лет отец подарил ему трубу. Да, именно трубу, которую дипломатичный и проворный Пол очень быстро обменял на гитару. Вот так оно было.

Уэйн Койн (Wayne Coyne). История музыканта группы «The Flaming Lips» пахнет жареным в прямом смысле. Ведь Уэйн отработал более 10 лет поваром и только потом стартовал как музыкант.

Дебби Харри (Deborah Harry). Сейчас мы ее знаем как основательницу и вокалистку панк-группы «Blondie». Но до того, как в 31-летнем возрасте она презентовала первый альбом, произошло много интересного. Например, она работала секретарем на радио ВВС, танцовщицей, официанткой и даже была моделью мужского журнала «Playboy».

Тули Купферберг (Tuli Kupferberg). Вокалист группы «Fugs» сконцентрировался на музыкальном творчестве в возрасте далеко за 40. И, все же, сумел получить серьезную и эпатажную популярность в 1960-е.

Альберт Франтц (Albert Frantz). Ныне известному и популярному пианисту когда-то откровенно заявляли, что музыкальную профессию ему получить нереально. Ведь для тех, кто впервые садится за этот слишком сложный инструмент в 17, достичь технической виртуозности наравне с теми, кто играл с детства, практически невозможно. Его история может стать для всех нас огромным ободрением.

Гектор Берлиоз. Этот известный француз начинал отнюдь не рано – уже студентом. Единственным инструментом, который ему поручили в оркестре, были литавры. И главную роль сыграли его фанатизм в работе и маниакальная любовь к музыке. Музыкальная карьера – не всегда в игре. Его путь был другой – композиторский.

Валентин Сильвестров. Начал в 15. Недавно в одном интервью композитор признался, что может сыграть абсолютно все (даже очень сложные произведения), но немного медленнее, чем нужно. То, что он не стал концертирующим пианистом, совсем не помешало ему стать гениальным современным композитором!

Что взрослые теряют навсегда?

Дело вот в чем: чтобы играть действительно профессионально технически, а не только на эмоционально-чувственном уровне, для того, чтобы наработать технику, хороший звук и собственный исполнительский стиль, нужны годы. Десятки лет.

Этот факт не зависит от уровня таланта, и даже кто-то гениально одаренный не сможет натренировать руки или голосовой аппарат за полгода. Родить технику слишком быстро не получится, так же, как ребенка за один месяц, какой бы способной при этом не была женщина – не поможет. В обоих случаях причина чисто физиологическая, так Бог создал, и ничего с этим не поделаешь.

Проблема времени. Взрослые люди ценят каждую минуту, ценят время, потому что время – это деньги. И мало кто готов потратить кучу времени ради мечты, которая пока не прокормит. Поэтому вопрос скорее не в том, что научиться невозможно, а в том, что мало кто готов рисковать собственным временем.

Проблема тела. Учиться играть легче с раннего возраста, с 4-6 лет. Потому что мышцы, физиологическая механика у детей более гибкая и податливая. А вот музыканты, которые поздно начали, смогут достичь эффектной виртуозности, но это будет очень сложно. И если быть здесь неосторожным – можно навредить здоровью неотвратимо. Вспомните Роберта Шумана, который начал играть в 17 и играл много. Настолько много, что карьера концертного пианиста была разрушена навсегда. Однако, не все так печально, ведь Роберта Шумана мы знаем как одного из лучших композиторов эпохи романтизма.

Совет от МУЗЫКАНТ.укр: Вместо какого-то вывода или своеобразного эпикриза мы просто скажем, что искренне верим в настойчивость и силу желания. Играйте, учитесь и воплощайте мечты. Для любимого дела поздно не может быть никогда!

 

Комментарии

Евгений
14 окт 2023
Сейчас рой возрастных любителей начнет гневно спорить...
Алексей
03 янв 2022
Я знаю человека, который начал играть на пианино в 45 лет, причем очень неплохо, а я разбираюсь в музыке на любительском уровне До этого он не притрагивался к инструментам вообще, был бизнесменом. Начал играть по совету очень хорошего психолога, прикидывавшейся гадалкой (так зараьотать было проще тогда) для снятия стресса после работы. Конечно, его игра не сравнится с академической, но при современном уровне развития техники это не так уж и важно. тем более что человек увлекся сочинением композиций, а инструмент ему для набросков.
Алиса
24 апр 2021
Вы говорите о начинать пианино в 17, мне 24 и я учусь с 21, но до этого с подростковом возраста пишу песни и делаю музыку на компьютере. В конце по-моему глупость. Неужели любящий музыку человек будет ставит какой-то прокорм выше мечты? Что за смысл зарабатывать и даже жить если не можешь исполнить мечту.
Дмитрий
27 сен 2021
Соглашусь с вами. Что касается взрослости здесь стоит вопрос ценностей большинства, а у большинства главное заработок и воспитание детей, и как правило тебе буде не до музыки. Шуман тут взят как не удачный пример, это частный случай, хотя соглашусь что нельзя переусердствовать, у самого в 25 лет начались проблемы с пальцем, даю себе отчет что переусердствовал. Как итог: нужно заранее определить чего ты хочешь, и что ты можешь для этого сделать, сколько нужно средств, сил и времени, так сказать установка приоритетов и ценностей, не плыть по течению а действовать.
Тарас Ильчук
10 авг 2019
Наверное, чтобы быть верным исторической правде, стоит написать, что Роберт Шуман, стремясь наверстать упущенное время, начал экспериментировать со всякими механическими устройствами для увеличения силы пальцев, говоря современным языком, стал качаться. Чем и вызвал неизлечимую болезнь правой руки. Обыкновенными занятиями руки повредить крайне сложно, нужно заниматься больше 12 часов в день...

Показано с 1 по 4 из 4 (всего 1 страниц)

Написать комментарий [отменить ответ]