«НЕформальный НЕформалист» или Каким может быть современный композитор в 25 лет?

Он – романтический мечтатель, но и смелый экстремал; спокойный, но не пофигист; с академическим образованием, но совершенно антисистемный музыкант.

Он живет музыкой, играет в совершенно разных местах все, что угодно, но при этом всегда остается «на своем месте». Знакомьтесь, сегодня наш собеседник – композитор, барабанщик, пианист, трубач, гитарист и кахонист Юрий Собченко.

Музыкант.укр: Интересно, ты всегда хотел быть музыкантом? И если бы существовала альтернативная реальность, то кем еще хотел бы стать?

Юрий Собченко: Так получилось, что я музыкант, но всегда хотел быть летчиком или космонавтом. А еще я очень уважаю те профессии, в которых можно помогать людям, поэтому еще хотел бы быть врачом или пожарником. Летать – это просто экстрим, а я очень люблю экстрим, хотя по мне этого не скажешь (смеется). Вот на прошлой неделе я прыгал с моста и уже ищу себе компаньона на следующий раз.

Музыкант.укр: О, классно! Это значит, что желающие присоединиться могут писать тебе в личные сообщения. А что наиболее экстремальное ты делал в своей жизни?

Юрий Собченко: Безумные вещи я делал в детстве. Мы с братом любили пакостить – прыгали с гаражей, лазили по помойкам, разбивали большие окна на заводах и так далее ...

Музыкант.укр: А как, все же, ты стал музыкантом – это тоже была экстремальная затея?

Юрий Собченко: Моя тетя (я у нее жил определенный период своей жизни) играла на гитаре. Она мне сказала, что там всего два аккорда, и я сам тоже могу научиться. Вот я и научился. Сам взял песенник, изучил все аккорды и перепел все песни. Гитара – мой первый инструмент. А первая аудитория – воскресная школа, нас там было аж трое. Вообще, так получилось, что моя музыкальная жизнь началась с церкви и в церкви. Я там воспитывался, там у меня была возможность учиться и играть на сцене. Так вот, у нас там не было клавишника, поэтому я начал играть сам. На тот момент я не знал ничего, кроме того, где находится нота «до». Сначала играл только интервал октаву и так под октавы пел. А потом мне показали, что можно играть трезвучиями.

Музыкант.укр: Ты до сих пор играешь в церкви?

Юрий Собченко: Да, в протестантских церквях стандартно есть какой-то свой бэнд – группа прославления. У нас сейчас есть клавишные, ударные, бас-гитара, акустика, электрогитара и вокал. В музыкальном контексте наша музыка стилистически близка к поп-направлению и  к легкому року. Я тоже пишу музыку для нашей группы, мечтаю когда-то издать альбом. Это для меня важно, потому что церковь помогает мне сохранять внутренний стержень, помогает просто всегда оставаться адекватным и добрым человеком в любой ситуации.

Музыкант.укр: Был ли у тебя в жизни какой-то ключевой, очень важный музыкальный поворот?

Юрий Собченко: Думаю, таким поворотом можно считать поступление в музыкальное училище и академическое образование вообще. Три года я учился играть на фортепиано у частного преподавателя, готовился к этому. Учил Бетховена, Баха, играл джаз, очень неплохо импровизировал. Тогда была такая ситуация, что пианистов в училище поступало много, и мне предложили пойти на трубу или на тромбон. Честно, я даже не знал, что это такое и как выглядит, но было интересно. Я хотел научиться чему-то новому, поэтому согласился: «Хорошо, давайте на трубу» – и поступил.                                        

Академическое образование – это очень специфическая штука. Уже в училище я встретил другую жизнь, другие требования, другие темпы. Условия, когда надо что-то делать, потому что надо. Я так не хотел, просто я такой музыкант, скажем, несистемный. Так и не смог научиться играть организованно по нотам, хотя старался. Мне удавалось что-то другое, удавалось постоянно играть и на трубе, и на клавишах, и на ударных; много концертов и игра в разных группах...

Музыкант.укр: На ударных? Интересно узнать об этом подробнее.

Юрий Собченко: Да, ударные – это мой четверной инструмент. Я не учился на них играть, только видел, как это делается, у меня был друг ударник (я всегда с ним тусовался). И как-то я пришел в группу, где нужен был барабанщик – сел, попробовал и сразу сыграл. Так и продолжалось. А сейчас я, в основном, играю на кахоне – это мой пятый инструмент. Я зарабатываю игрой на нем деньги.

Юрий Собченко: Мне часто говорят: «Ты умеешь играть на разных инструментах – значит, не пропадешь». И это действительно так.

Музыкант.укр: Почему кахон? Как ты повстречал этот инструмент?

Юрий Собченко: Прошлым летом я просто гулял по улице Крещатик с моей девушкой и встретил человека, который играл на волынке. Я не смог пройти мимо, потому что очень люблю волынку. Этот инструмент символизирует для меня дух свободы, напоминает мне поля и горы Шотландии – мечтаю туда поехать. А еще напоминает фильм «Храброе сердце», о том, как весь народ отвоевывал свою свободу (актуальная тема). Музыку к этому фильму написал композитор Джеймс Хорнер (к слову – автор музыки к фильму «Титаник»). Также Майкл Смит использует волынку в альбоме «Freedom», а это мой любимый альбом. Я вырос на этой музыке, она мне очень близка.

Тогда, на улице я подошел к этому человеку, потому что подумал, что было бы очень неплохо мне, как композитору, иметь в записной книжке телефон волынщика. Познакомился и предложил вместе поиграть. Сначала предложил, а только потом начал думать, на чем же – пианино не вытащишь, а гитара не очень подходит. Тогда вспомнил, что у моего друга есть кахон – он мне его занял, но при условии, что я буду осторожным, потому что это инструмент для продажи. Так мы встретились и вместе играли на Крещатике шотландские мотивы в размере 12/8 на волынке и кахоне. Пошел дождь. Это были крутые ощущения. Мы заработали в тот день очень много денег. В результате – вместе проиграли все лето. А с кахоном получилось смешно, потому что в тот первый день, когда пошел дождь, я еще и забыл снять перстень и покоцал новый инструмент. Должен был его купить, но главная причина в том, что я просто захотел, чтобы эти ощущения повторились.

Музыкант.укр: А как еще ты зарабатываешь деньги кахоном? 

Юрий Собченко: Мне часто говорят: «Ты умеешь играть на разных инструментах – значит, не пропадешь». И это действительно так. Мы с моим другом Сашей вместе выступаем стабильно где-то в восьми учреждениях каждый месяц – «Copper Pub», «Porter», но в основном играем в ресторанах («Prynada», «Остання Барикада», «Барви», «Karman»). Это интересно. Это один из тех проходных этапов в моей жизни, которые я очень ценю.

Музыкант.укр: В каких еще неординарных и неформальных местах ты играл и играешь и с кем?

Юрий Собченко: Еще играю в инструментальном ансамбле «QuadArt Group». Мы уже сыграли много концертов и халтур – в музеях, на Софийской площади, в Шоколадном домике. К тому же, мы часто выступаем на корпоративах и свадьбах. Была даже ситуация, когда мы – акустический ансамбль – конкурировали с электроникой на одной территории (сто на сто метров) – у нас была свадьба, а там что-то такое драйвовое с колонками. Необычный опыт.

А вскоре, второго июня, состоится мой авторский концерт вместе с «QuadArt Group» (в музее Павла Тычины). И это будет не просто концерт, а еще и диалог со мной как с композитором.

Музыкант.укр: Авторский концерт – это солидно. Расскажи, как ты стал композитором? Призвание? Или тоже – просто так получилось?

Юрий Собченко: Я – музыкант и композитор. Это мое призвание, мой путь. И я отношусь к этому очень серьезно и глубоко, я не пофигист, хотя, может, так порой выглядит (смеется). Это то, что я умею, люблю, хочу и буду делать. Первая моя аранжировка – это песня «Yesterday». Мы хотели ее играть, а нот не было – вот я взял и сам расписал партитуру. Всем понравилось и мне тоже. С тех пор я начал записывать свои музыкальные идеи.

Музыкант.укр: Тебе заказывают музыку?

Юрий Собченко: Да! Недавно я написал музыку для анимационной компании к детскому развивающему ролику – такую себе эстрадную азбуку-считалку. Еще делал проект для театра «Шабшай» – это была музыка для медитативных занятий. Я написал четыре трека, которые мы с «QuadArt Group» успешно записали и продали. Здесь я получил свой первый серьезный композиторский гонорар. То есть, перспективы есть. Главные вопросы – это время и собственная инициатива.

Музыкант.укр: В каких стилях ты больше любишь работать?

Юрий Собченко: Я бы не хотел привязывать себя к конкретному стилю или жанру – исключительно к попсе, или исключительно к академической инструментальной музыке, или исключительно к рок-музыке. В моей жизни так случается, что я работаю и там, и там, и там.

В будущем то, что я буду делать, будет или синтезом всего названного, или это будут отдельные различные проекты. Хочу создать собственный бэнд и думаю, что мы будем двигаться где-то в направлении легкого рока.

Музыкант.укр: Пять инструментов, композиция, постоянные проекты в различных музыкальных сферах – ты очень универсальный и гибкий музыкант. В чем, на твой взгляд, главный секрет Музыканта как такового? В чем главная сущность этого дела?

Юрий Собченко: Я не являюсь примером в плане техники игры ни на одном инструменте, но я музыкант. Это есть во мне. Это ощущение. Потому что музыка – это нечто большее, чем просто техника, там есть много составляющих. Я знаю многих музыкантов, которые играют, но не чувствуют музыку. Может быть два повара, которые готовят из одинаковых ингредиентов, но блюдо одного вкуснее блюда другого. То есть, в своем деле главное – это ощущение, уверенность, любовь и страсть к тому, что ты делаешь. Это когда ты не можешь без этого жить. А техника – это просто навыки.

Музыкант.укр: Необычный вопрос: почему у тебя длинные волосы? Это как-то связано с музыкой?

Юрий Собченко: Да!

Музыкант.укр: Каким образом?

Юрий Собченко: У меня такой образ... Это дает... мм... я в старости хотел бы быть дедушкой с длинными седыми волосами. А сейчас мне просто нравится, это не имеет какого-то особого значения. Вообще, композиторы – это такие люди, которые большую часть своего времени проводят в замкнутом помещении, где их никто не видит, поэтому им не очень надо следить за собой. Точнее, творческие люди просто иногда забывают, что надо за собой следить. А еще волосы не стригут, чтобы из мозгов не вылетали музыкальные мысли. А еще у меня на левом виске место, где не растут волосы и, хотя это меня не очень волнует, но может быть дополнительной причиной. Хотя так напряжно с теми хвостами, никогда не удается нормально завязать (смеется все время, пока отвечает на этот абсурдный вопрос).

Музыкант.укр: Интересная позиция. В последнее время тема о длинных волосах у композиторов поднимается часто – просто об этом весело думать. И напоследок: что хорошего ты хотел бы сказать нашим читателям?

Юрий Собченко: Не бойтесь оставаться собой и делать то, что Вам нравится, слушайте свое сердце. Ведь тогда сможете чувствовать себя «на своем месте», а значит – счастливыми.

Задайте вопрос молодому композитору! Как всегда, Музыкант.укр приглашает Вас к диалогу: высказывайте свои мысли, комментируйте наши публикации. Ведь Музыкант Музыканту – друг!

 

Комментарии

Еще никто ничего не написал, вы можете стать первым!

Написать комментарий [отменить ответ]