Под пиво проканает, или Чего хочет pubлика

Согласно Википедии, паб (англ. Pub – сокр. От Public house, буквально – «публичный дом», в значении: «место сбора людей») – заведение, в котором продают алкогольные напитки для употребления внутри или вне этого помещения. Пабы являются важным социокультурным элементом Великобритании, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии. Во многих местах, особенно в селах, паб может функционировать как координационный центр общины. В своих трудах Сэмюэл Пипс (Samuel Pepys) назвал паб «сердцем Англии».

Как видим, в определении – ни слова о музыке. Однако без нее – как без воды: и настроение немного не то, и разговор не такой резвый, и пиво не такое вкусное. Поэтому многие киевские пабы гостеприимно открывают свои двери для групп. И все, казалось бы, хорошо, но...

В одном из наших предыдущих интервью мы выясняли, почему киевские музыканты все время жалуются на условия работы в сетевых заведениях. Конкретно – в «Портерах». Именно этот материал стал толчком для нашего расследования: теперь мы сами оценили техническую составляющую этого паба.

Стоит отметить, что только в столице можно насчитать более 30 «Портеров» в разных районах города. Функционируют они на условиях франшизы, то есть, каждый за определенную плату может стать владельцем конкретного паба, если использовать общепринятую сетевую модель ведения бизнеса. Это значит, что в каждом из них – разные условия для музыкантов, где лучше, а где-то – хуже, в зависимости от решений руководителей.

Так случилось, что мы попали на улицу Софиевскую, 5, в самое сердце Киева. Наш собеседник просил не называть его имени, но уверяем: он знает толк в качественном звуке, потому что работает звукорежиссером одной очень известной украинской группы. Сегодня он просто – Эксперт.

Итак, заходим. «Портер» заполнен людьми, но, все же, находим свободный столик на двоих. Подошла приветливая официантка, заказываем два темных пива «Дядя Вася» – собственного производства. Ждать почти не пришлось, cheers, первый глоток... Цена напитка – 24 гривны, довольно неплохое на вкус. Какая-то веселая посетительница среднего возраста подходит к нам и говорит, что «скоро будет звучать живая музыка», что она обожает танцевать, особенно, когда немного выпьет. Атмосфера здесь дружественная и приветливая, за столами видим компании и пары – «зеленых» и «зрелых», неформальных и гражданских. Паб представляет собой длинное прямоугольное помещение. В конце зала действительно видим, как музыканты настраивают инструменты.

А пока – первый вопрос к нашему визави.

МУЗЫКАНТ.укр: Начнем с акустики самого помещения. Что можно сказать об этих стенах?

Эксперт: Конечно, это важно. Акустическое оформление интерьера – одна из составляющих получения хорошего звука. Оно должно быть проведено всюду, где звучит музыка. Даже при отсутствии супер-классных колонок, правильная проработка помещения поможет получить неплохой результат. Здесь никаких специальных «вещей» и чего-либо, что может улучшить звук, я не вижу, для улучшения акустики помещения не сделано ничего. Чем-то нужно заглушить эти голые стены – это может быть какое-то декоративное оформление, но сделать это необходимо. Также надо заглушить потолок, тем более, такой низкий, как здесь. Чем менее интенсивно потолок и стены будут отражать звук (особенно у сцены, где он громче), тем лучше. Да и вообще: низкий потолок – это враг хорошей акустики.

МУЗЫКАНТ.укр: С интерьером понятно. Теперь к сцене. Насколько целесообразно такое ее расположение в этом помещении?

Эксперт: Расположение адекватное, претензий нет. Здесь нет разделения на какие-то отдельные комнаты, есть один открытый длинный «коридор», потому это самый оптимальный вариант – звук льется по залу от одного конца к другому. Сцена приподнята на пятнадцать сантиметров, от нее к столику можно достать рукой, я не считаю ее сценой в полном смысле.

МУЗЫКАНТ.укр: А сцена должна возвышаться над залом? Это улучшает звук?

Эксперт: Сцена – это то, что отличает артиста от «простого смертного». Сейчас непонятно, они настраиваются или пьют пиво. Говорю, прежде всего, о визуальном и эстетическом восприятии. Относительно звука, в таком низком помещении он не изменится от высоты сцены. (Наверное, сцена такая низкая именно из-за низкого потолка, но рабочее место музыкантов должно, все же, отличаться от места отдыха гостя – примечание редакции).

МУЗЫКАНТ.укр: Какая аппаратура может улучшить звук в существующих условиях?

Эксперт: Нужно правильно подобрать акустические системы. Здесь, вижу, используют обычную инсталляционную барную акустику. Обычно в определенных точках развешивают линии задержки, которые подключены к основной системе. Здесь мы видим трансляционные колонки, не предназначенные для воспроизведения живой музыки.

Попробуем объяснить доступнее: музыкальные инструменты на сцене – основной источник звука. Комбоусилители и сценические мониторы звучат для самих музыкантов. Затем комбики подзвучиваются микрофонами, звук идет на большие колонки – порталы, направленные к публике. Но если помещение длинное, большое или состоит из нескольких частей, то «в глубине» зала могут быть расположены колонки, которые также транслируют звук комбиков со сцены. Но это должна быть трансляционная акустика соотвествующего качества, концертная.

Эксперт: Концертного света здесь также нет. Музыканты просто сливаются с публикой. Я посоветовал бы использовать прожектор пар (лучше несколько), чтобы залить сцену концертным светом.

Немного молчим. Глотаем пиво, слушаем песни групп «Мотор'ролла», «ВВ», «Плач Єремії», «Чайф» в исполнении кавер-группы. Изучаю состав музыкантов – вокал/электроакустика, электрогитара, бас-гитара, барабаны. Сцена очень маленькая, басист сидит спиной к залу, барабанщик едва не касается его головы палочками. У электрогитариста я разглядел Cort. Если бы это была какая-то имиджевая модель с формой корпуса, скажем, Explorer, то музыканты просто не поместились бы на сцене. Такое взаиморасположение просто ограничивает свободу движений. Вокал и электроакустика включены в линию, выведенную на порталы и в бытовые колонки зала, музыкант слышит себя с одного монитора. Все остальные – только с комбоусилителей. Барабанщик играет на четверть силы, его установка не подзвучена вообще, из «железа» – лишь одна тарелка. Собеседник подсказывает, что, если бы их было больше, они заглушили бы все остальные инструменты. Итак, все говорит о том, что игра группы – это просто фоновая музыка для гостей без всякого намека на концерт.

На сцене стоят порталы Peavey, комбики Warwick и Mesa Boogie – неплохие бренды, но из-за маленького пространства, чтобы не перекрикивать друг друга, звучат они очень тихо. Да, возможно на сцене звук как-то настроен, и музыканты как-то сосуществуют. Кстати, группа играет действительно хорошо. Но другое дело – звук в зале. Из трансляционных колонок слышен звон электроакустики и вокала, на сцене слегка подстукивает драммер, все остальное звучит из тихих комбиков также со сцены. Представьте себе такую звуковую картину: Вы одновременно слышите трансляцию некоторых инструментов в одном конце зала, и общий звук всех инструментов со сцены. Чтобы хорошо играть в при таком звуковом дисбалансе нужно иметь большой опыт. К сожалению, не группа диктует условия, а наоборот – сама подстраивается под них.

Администрация паба "Портер" на Софиевской, 5 запретила нам проводить фотосъемку в своем заведении, поэтому публикуем именно его фото, найденное в соцсетях

Такое положение вещей немного огорчило, стало обидно за хороших музыкантов, «смешанных» с посетителями, скованных некачественным звуком и маленьким пространством. Но мы допили вкусное пиво и оглянулись. Люди смеются, общаются, обнимаются, танцуют. Нужен ли им качественный звук и хорошая акустика? Они благодарят кавер-бэнд. Завтра эта группа будет играть в другом таком пабе, это их сознательный выбор и их заработок. Все всем нравится. И теперь возникает вопрос: почему мы, собственно, такие придирчивые?

Но все же, Музыкант Музыканту – Друг!

МУЗЫКАНТ.укр: Что делать, если менеджмент заведения обратит, все же, внимание и на музыкальную составляющую? Как превратить это место в неплохую концертную площадку?

Эксперт: Прежде всего, установить в зале акустику хорошего качества. Нужно минимум восемь акустических систем соответствующего качества. Также необходимо иметь хотя-бы четыре сабвуфера желательно с динамиками по восемнадцать дюймов. Во-вторых, расширить сцену и заглушить потолок. В-третьих, подзвучить микрофонами гитарный и басовый комбики и барабаны, по необходимости. Можно приобрести еще дополнительно сценические мониторы. На сцене все может звучать тихо, только для комфорта музыкантов, но благодаря качественно сбалансированному усилению из качественных концертных колонок публика будет слышать каждый инструмент. И в-четвертых, все же, надо выделить группу визуально, хотя бы светом, концертным, а не бытовым!

Согласитесь, требовать лучшего – нормальное желание современного свободного человека. Качественный звук для живого выступления – это легко: нужно только захотеть.

Константин Левицкий

*Фотосъемка данного паба не производилась в связи с запретом администрации.

Комментарии

Еще никто ничего не написал, вы можете стать первым!

Написать комментарий [отменить ответ]