Советы барабанщиков: уникальный звук, лучший инструмент, индивидуальные фишки. Что – почем?

На днях вышел новый выпуск журнала «Terroraiser», который знакомит читателей с событиями и процессами, происходящими в тяжелой музыке Украины и мира. Главный “посыл” издания – не только информировать  “металлистов” о новостях этого стиля, но и объединить всех причастных: от слушателей до “звезд” мировой величины.

Музыкант.укр предоставил в этот выпуск статью для барабанщиков-практиков – и она будет полезна не только им. Итак, мы дублируем ее на нашем портале.

Каждый музыкант, вне зависимости от инструмента, на котором играет, и стилевого направления, в котором развивается, ценен именно “собственным” звуком. Как этого достичь? И какова роль в этом инструмента, который он выбрал?

В данном случае речь о барабанщиках. Здесь особенно непросто в отношении узнаваемости по звучанию, даже несмотря на то, что исполнителя на ударных инструментах уже давно перестали воспринимать как исключительно «отбивающего ритм».

Если же говорить об инструментарии – многое зависит еще и от музыкального стиля, в котором играет барабанщик. То, какие составляющие включает ударная установка, напрямую зависит от исполняемой музыки. Ударная установка эволюционирует, соответственно времени. Немаловажная роль в ее развитии принадлежит производителям (брендам), инженерам-разработчикам, новым технологиям создания музыкальных инструментов, музыке во всем ее разнообразии и, конечно же, известным музыкантам. Прописная истина.

Однако во всем есть свои нюансы. О личных наработках и предпочтениях важно узнавать непосредственно у мастеров своего дела. Итак.

Виктор Корженко. Профессионал, играющий в самых разнообразных стилях: от “альтернативы” до этно-рока – сотрудничает со многими музыкантами и группами. Наиболее известен как участник «ТНМК». На вопрос «Что лично Вам помогло добиться индивидуального звучания?» Виктор ответил:


Виктор Корженко

Основной сет:
Ударная установка Premier Genista Maple Stage 22
Томы 10", 12", 14" (floor)
Бас-бочка 22"
Малый барабан Premier One S14t1 Hazel Grove 14"х7,5"
Тарелки Paiste: Signature, Masters, 900 Series, 2002, PSTX, Giant Beat, Formula 602
Пластики Aquarian

Виктор Корженко: Во-первых, желание. Нужно очень сильно захотеть. Не могу сказать, что я остановился: это есть то, что есть сегодня. Но я все время в поиске. То есть, эксперименты по звуку барабанов, звуку тарелок, общая какая-то обработка, может быть, электронные штучки... Всегда есть к чему стремиться. Что-то вышло новое, где-то что-то услышал – и так постоянно. Совершенству нет предела.

Музыкант.укр: Какой стандартный – именно для Вас – набор составляющих ударной установки?

Виктор Корженко: Где бы я ни играл, и какая бы это ни была музыка, самые необходимые предметы я всегда стараюсь брать свои. То есть, малый барабан, комплект тарелок (в зависимости от стилей), педали, палочки, какие-то электронные приспособления – это тот, скажем, “дорожный минимум”, который всегда со мной. А остальное зависит от условий. Но основное, я считаю, должно быть свое – проверенное, отточенное.

Музыкант.укр: Вы играли и играете разную по стилям музыку. Что существенно отличается в разных стилях в смысле использования ударных? Есть что-то особое, на что Вы всегда обращаете внимание?

Виктор Корженко: Помимо малого барабана, который я беру с собой (опять-таки, в зависимости от музыки, которую мне предстоит играть), обращаю внимание, в первую очередь, на большой барабан, как он себя ведет. Если это какая-то, скажем, приджазованная музыка, я стараюсь делать его более натянутым, более открытым. Если же это больше тяжелая музыка, я наоборот его спускаю до лага, чтобы он у меня “хлюпал”, и усиливаю всякими электронными прибамбасами. Это то, что сразу. То есть, большой и малый барабан – это как “зеркало” для барабанщика.

Тарелки – это тоже индивидуальный выбор, и стилистически, и, в принципе, по функционалу. Кому-то достаточно хет, креш, райд. Кто-то обожает всякие мелкие перкуссионные штучки (сплешки, болы, цепочки и прочее). Если я играю какую-то очень прозрачную, открытую музыку, то с удовольствием использую такие вот изюминки. Если это стадионная, роковая музыка, то, соответственно, стараюсь креш брать побольше, поплотнее, и подача совсем другая. Может быть, еще “поиграл” бы с пластиком: скажем, для более камерной музыки я бы рекомендовал текстуру coated, то есть, пластики с напылением на томы. Для уличной, громкой музыки, атакующей – двойные, тройные пластики. Я люблю, чтобы они хрустели. А под камерную музыку лучше, все-таки, делать их выше. Натягивать томы, чтобы они “пели”. Вот такие хитрости маленькие, отличительные, стилистические.

Музыкант.укр: Вот о малом барабане хочется спросить отдельно: Вы приверженец модели Premier One. Что именно хотелось бы отметить в своих ощущениях при игре на этом инструменте?

Виктор Корженко: Это практически совершенный инструмент. Начиная от внешнего вида. Смотришь на него, хочется его пощупать. Пощупал его, хочется на нем играть. Поиграл на нем, и не хочется прекращать. Это инструмент, который просто должен быть у каждого.

Музыкант.укр: В целом, количество составляющих ударной установки у барабанщиков разных стилей отличается. У “металлистов”, например,  их больше, чем обычно: в частности, – две бас-бочки…

Виктор Корженко: Что касается внешнего вида, я абсолютно согласен: когда стоит два больших барабана: во-первых, это красиво, это убедительно и сразу же создает специфическую, характерную атмосферу для этого стиля. Что касается звука и практичности, честно скажу: я спокойно справляюсь с одним большим барабаном. Единственное, что я применяю – электронные хитрости. Когда люди ставят два больших барабана, они и строят их по-разному, преследуя определенные задачи. Когда стоит один барабан, то, чтобы разница между правой и левой ногой была не настолько заметной, я помогаю электроникой этот момент сгладить. Чтобы удары звучали более одинаково. При этом – динамично.

Музыкант.укр: А насколько важна для разных стилей музыки расстановка составляющих ударной установки?

Виктор Корженко: Это абсолютно индивидуально. Понятно, что металлисты любят, может быть, большее количество томов, в принципе, тембров. Для джазменов достаточно будет, кроме большого и малого, буквально одного-двух томов. Кто-то принципиально играет на одной расстановке в любом направлении. Для кого-то имидж и внешний вид барабанов важнее, чем музыкальная составляющая. Это не есть плохо, просто индивидуальный подход у каждого.

Музыкант.укр: Вы используете ударную установку Premier серии Genista. Какие отличительные черты этой установки Вас особенно привлекают?

Виктор Корженко: Это хороший, добрый середняк по мировым меркам. Я переиграл на большом количестве установок и могу сказать, что Genista стоит где-то ближе к верху от середины. Это не топовый, но очень достойный, серьезный инструмент, который я, в принципе, рекомендовал бы всем, независимо от стилей и мастерства исполнителя.

Музыкант.укр: А почему? Что в нем такого классного, несмотря на то, что это хороший середняк?

Виктор Корженко: Я смотрю на инструмент, он мне уже нравится. То есть, выглядит он превосходно. Функционал хороший, все работает достойно. И даже серийный малый барабан, который идет в комплекте, он весьма и весьма приличен. То есть, садишься за установку, и нет желания сразу что-то поменять в ней. А это дорогого стоит. Очень часто бывает, что, сидя за комплектом, такое ощущение, что большой барабан “выпадает”, или вот томы я бы по-другому сделал, размеры хотелось бы глубже, а здесь все очень компактно, очень собрано, лаконично и достойно.

Музыкант.укр: Чем установки этой серии будут интересны, например, для исполнителей тяжелой музыки?

Виктор Корженко: Я бы рекомендовал березовую версию. Потому что очень ценю в барабанах вот этот хруст, который характерен для дерева «а ля» береза. У меня барабаны кленовые, но им я бы рекомендовал березовые. Клен хорош, но в нем много, как по мне, вот этой середины, которая для “тяжеловесов” на самом деле необязательна. По размерам я бы, все таки, смотрел более масштабный вариант, то есть, томы поглубже… Вот так.

Олег Таланов
Основной сет:
Ударная установка Premier XPK Modern Rock 22
Бас-бочка 22"
Томы 16", 12", 10"
Малый барабан 14"
Тарелки Diril и Arborea: Hi-Hat 14", Ride 21", 2-a 18" Crash, 2-е 18" China, 12" Stack, 9" Ice Bell
Пластики Evans

И второй взгляд на те же вопросы уже, собственно, от “металлистов”. Олег Таланов, барабанщик одной из самых известных украинских тяжметал групп «Hell:ON», рассказал о своем стандартном наборе. Он достаточно традиционен:

Олег Таланов: Бас-бочка, два подвесных рэк-тома (десять и двенадцать дюймов) и floor-том (шестнадцать дюймов). В идеале можно доукомплектовать еще одним floor-томом (восемнадцать дюймов) и бас-бочкой. Но такой сет достаточно проблематично возить с собой всюду, потому пока ограничился достаточно стандартным набором. Чтоб не привыкать к одному, а на концертах использовать другое. Естественно, к самой установке прилагаются еще стойки, педали и куча прочей мишуры, без которой играть будет не так комфортно, но это уже детали.

С представлением, что «барабанная установка в тяжелой музыке, в первую очередь – это обязательно два бас-барабана и множество томов», раньше, пожалуй, согласился бы. Мы все росли и видели у наших кумиров именно такие установки, но сейчас это уже далеко не всегда так. Конечно, установка в гипер-вариации выглядит очень круто, но так заморачиваются только “о-о-о-о-очень большие дяди”. В большинстве случаев ограничиваются лишь второй бочкой (и то для виду), и дело в шляпе.

Музыкант.укр: Каковы еще особенности “инструментария” барабанщиков, которые играют металл?

Олег Таланов: Хм… Как правило, это касается размеров абсолютно всего. Бочка побольше и поглубже, например, двадцать четыре дюйма и глубиной двадцать дюймов. Кто-то любит большие рэк-томы (привет Винни Полу), а некоторые добавляют в сет двадцатидюймовые (и более) бас-бочки, как floor-томы, получая низкий и яркий звук в определенных акцентах. Нюансов может быть множество, и нельзя сказать, что используют такие конфигурации только “металл”-барабанщики. Наоборот, некоторые используют весьма не типичные для металла инструменты. Посмотрите, хотя бы, на конфигурации Майка Портного или Майка Мангини.

Я играю на барабанной установке Premier серии XPK – отличный инструмент! В свое время я выбрал именно березовую установку за то, что она всегда хорошо звучит на концертах среди громких и тяжелых гитар и не теряется. У XPK отличный тембр, и все барабаны, так сказать, на своих местах. Да: и на записи эти барабаны ни разу не подвели. Последние два альбома «Hell:ON» записаны именно на ней. Самое главное ее достоинство – еще раз: все на своем месте, и звучит отлично!

Музыкант.укр: И в завершение – пожелания барабанщикам от Олега Таланова и Виктора Корженко:

Олег Таланов: Занимайтесь любимым делом, несмотря ни на что! Будьте громкими, и пусть о Вас услышат все!

Виктор Корженко: Экспериментировать – однозначно: со звуками, с направлениями, слушать разную музыку. Самое главное – это желание. Когда есть целеустремленность и одержимость, то, значит, все хорошо. Как только человек дает слабинку, говорит: «Слава Богу, я уже научился», это – точка отсчета в обратную сторону. Никогда нельзя останавливаться.

Каждый профессиональный музыкант заботится о своем звучании, именно поэтому для него определяющими являются такие “постулаты”, как увлеченность любимым делом, желание развиваться, а также (не менее важно!) – инструмент, на котором он играет. Ведь для музыканта важен звук на “выходе”.

Комментарии

Еще никто ничего не написал, вы можете стать первым!

Написать комментарий [отменить ответ]