Музыковедческие страсти Владимира Гошовского

«Музыкант.укр» постоянно знакомит Вас с интересными личностями музыкального мира – самых разных его направлений. В данном случае, мы расскажем о человеке, который имел слишком много пристрастий, даже для 9-ти кошачьих жизней: история, филология, классическая гитара, этномузыкология, кибернетика…

Украина переживает музыкальный бум? Безусловно. Но задумывались ли Вы о тех, кто все это начинал? Могли бы быть у нас «Океан Эльзы», «ВВ», «O.Torvald», если бы, например, Михаил Вербицкий когда-то не написал первое в Украине пособие для игры на гитаре? Стали бы украинские песенные интонации европейским трендом, если бы такие фанаты, как герой нашей публикации, не были ее преданными фанатами и исследователями?

Речь пойдет о Владимире Леонидовиче Гошовском – крупном украинском музыковеде, фольклористе, исследователе славянской музыки, внесшем значительный вклад в изучение музыкальной культуры Закарпатья, очень важной личности в этномузыкологии.

Родился Гошовский 25 сентября 1922-го года в Ужгороде, в интересной семье: его мама была пианисткой родом из Тифлиса (закончила Пражскую консерваторию), отец – юрист из семьи священника.

Первые музыкальные занятия Владимира и трех его братьев проходили под руководством давней подруги матери Веры Карловны Ромишовской – певицы и скрипачки. Получив образование аж в трех (!) консерваториях (Тифлисская, Пражская, Венская), Ромишовская основала частную музыкальную школу в Ужгороде, на базе которой позже, в 1946-м году, открыли Ужгородское музыкальное училище.

Как часто водится в интеллигентных семьях, Владимир учился игре сразу на трех музыкальных инструментах: фортепиано, скрипка, а чуть позже и гитара. В 1940-м году он, как и когда-то его мать, едет в Прагу, но поступает не в консерваторию, а на историко-филологический факультет Карлового университета. Здесь он изучал славянскую филологию и этнографию, арабистику, сравнительное языкознание, европейские языки и посещал лекции по музыкологии.

В 1944-м году, по окончании университета, Гошовский защитил диссертацию на тему «Этнографический анализ творчества Н.В.Гоголя», за что получил звание доктора философии. Удивительно, но находя свободное от интенсивной научной работы время, он профессионально осваивает гитару! С пылом увлечения штудирует гитарную литературу в нотном отделе Центральной библиотеки Праги, а также берет уроки у одного из лучших европейских гитаристов своего времени – Анхеля Иглесиаса (Angel Iglesias), пребывавшего тогда в Праге на гастролях.

Музыкальные занятия Владимира Гошовского и трех его братьев

Уже имея солидное образование, в январе 1946-го года Гошовский вернулся в Ужгород, где работал в этнографическом отделе музея. Его страсть к музыке была настолько сильной и непреодолимой, что через два года он экстерном окончил Ужгородское музыкальное училище, и, не останавливаясь на этом, – оркестровый факультет Львовской государственной консерватории им.Н.В.Лысенко (в 1953-м году). Невероятно, но и в Киевской консерватории экзамен по специальности «Шестиструнная гитара» был также сдан экстерном! Яркий пример того, как взаимодействуют научный подход и любовь к музыке в достижении поставленной цели.

Окончив все свои учения (30-летним!), Владимир Гошовский принялся учить сам. Вот, к примеру, перечень дисциплин, которые он преподавал: игра на народных инструментах, гармония, фольклор, три иностранных языка. Но Гошовский не стал ограничивать себя исключительно преподавательской работой и, вдобавок ко всему, выступал как гитарист и рецензент (исполнитель, умеющий писать рецензии – прибыльное дело для музыканта). В 1971-м году в журнале «Советская музыка» была напечатана его обстоятельная рецензия на знаменитую книгу Б.Л.Вольмана «Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары».

С 1955-го года у Владимира Гошовского появилась новая пассия. Народная песня. С присущей ему страстью, он проводил этнографическую деятельность, и за 10-ть лет им было записано свыше 1600-т песен в 60-ти селах Закарпатья и еще несколько сотен – в селах соседних областей карпатского региона.

С 1960-го года он работал во Львовской государственной консерватории им.Н.В.Лысенко. Сначала на народном отделе, а затем занял должность доцента кафедры теории музыки и композиции – активно трудился над созданием каталога украинских народных песен. Основал при консерватории Кабинет музыкальной фольклористики (народной песни), ставший заметным центром развития украинской и в целом славянской этномузыкологии.

Результатом многолетней деятельности В.Л.Гошовского в направлении создания эффективного музыкально-фольклорного каталога явилась разработанная им кибернетическая система анализа и каталогизации народных песен УНСАКАТ (Универсальный структурно-аналитический каталог), представленная в середине 1970-х.

В 1972-м году Владимир Гошовский получил еще одну научную степень, в этот раз кандидата искусствоведения (диссертация на тему «У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению»). Среди его важнейших научных работ также необходимо назвать «Украинские песни Закарпатья» (1968-й год).

С 1986-го года жил во Львове, 10-ть лет заведовал фольклорной секцией Областного общества охраны памятников истории и культуры, основал общество «Рідна пісня» при Львовском фонде культуры, работал на кафедре украинской фольклористики Львовского государственного университета и научным консультантом Львовской научной библиотеки им.В.С.Стефаника НАН Украины, организовал Международную школу кибернетической этномузыкологии и музыкального карпатоведения.

С именем В.Л.Гошовского связано становление украинского музыковедения со взглядом в будущее.

Комментарии

Еще никто ничего не написал, вы можете стать первым!

Написать комментарий [отменить ответ]