Мы услышали Космос

В День Космонавтики МУЗЫКАНТ.укр побывал в космосе. И нам не понадобилась для этого ракета. Мы просто услышали странные звуки, которые легко подняли нас над планетой и понесли бесконечными трассами Вселенной - между звездами и галактиками, вернули к чему-то древнему, забытому и одновременно знакомому ... Но обо всем по порядку.

Проспект Академика Глушкова, 1, ВДНХ, павильон №10, сферический кинотеатр «Телепорт 360» изнутри похож на храм - белые стены, купол над головой. Впоследствии появился человек, расстелил на столе ткань и в определенном порядке разложил металлические чаши разного размера. За его спиной - стойка с развешанными на ней металлическими пластинами, также различными по величине. На стуле - ханг. Мужчину зовут Андрей Чутченко, от своего духовного учителя он получил имя Amar Jyoti.

Amar Jyoti: Каждая чаша выкована из сплава нескольких металлов. В каждый удар молота кузнец вкладывал древнюю мантру-молитву, благодаря смеси таких мистических металлов и рождается божественный звук. Я благодарю всех тех мастеров, которые сотворили эти мистические инструменты, благодарен мастерам современности, сделавших вот эти инструменты - плоские колокола и ханг. Это настоящие мастера звука. Получать удовольствие можно даже от самого созерцания их работы, потому что в тот момент они находятся в состоянии глубокой медитации. Вы также можете прикоснуться к душе этих инструментов. Мы начинаем.

И действо началось. Это не был концерт с куплетами и припевами. Мы слышали пение металла. Все дополнялось звездной визуализацией.

Каждый плоский колокол (его называют «било») имеет свои габариты и выдает свою ноту, большие по размеру звучат ниже, меньшие - выше. Било попало на Русь в конце десятого века, одновременно с заимствованием формы византийского богослужения. Инструмент был назван «било» от корня слова «бить» и сначала изготавливался из дерева, а его металлический аналог назывался - «клепало». Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать громкие инструменты, поэтому значительно больше были распространены железные или медные клепала. Мастер в игре использует специальные молоточки, ударная часть которых обшита тканью. Било после удара звучит очень долго. Если ударить по билах с различными нотами, появляется особая звуковая вибрация.

По тибетским чашам можно бить, а можно водить молоточком с определенной скоростью и силой по внешней части инструмента круговыми движениями. Чаша действительно начинает петь.

Ханг - это барабан, состоящий из двух соединенных между собой металлических полусфер: стороны DING (верхняя часть) и стороны GU (нижняя часть). На стороне DING расположены 7-8 тональных областей, образующих «тональный круг». Он окружает центральный купол, названный DING (похож на гонг). На стороне GU имеем резонаторный отверстие размером 8-12 см. На этом отверстии можно играть как на уду или использовать его для модуляции звука DING. Есть множество способов извлечения звука из ханга: кончиками пальцев, большими пальцами, основанием кисти. Обычно музыкант держит Ханг на коленях. На нашем сайте можно узнать об аналоге ханга - глюкофоне.

Вернемся к разговору с Amar Jyoti.

МУЗИКАНТ.укр: Вы имеете медицинское образование. Как влияет такой колокольного звука на физическое тело человека?

Amar Jyoti: Низкочастотные звуки расслабляют, а высокочастотные тонизируют.

МУЗИКАНТ.укр: Инструменты разложены в определенном порядке?

Amar Jyoti: Вот эти чаши средней калибровки - мой концертный набор, с ним я выступаю почти 10 лет, он почти не менялся, я сам подбирал эти звуки. Эти большие чаши настроены на пифагорейский строй. Пифагор очень много практиковал влияние звука на сознание и подсознание человека. Сегодня Вы также слышали так называемые Ом-чаши. Звук Ом, который присутствует в пространстве, не слышен для нашего уха. Но это звучание существует и в определенном психофизическом состоянии его можно прожить, прочувствовать. Поэтому с помощью таких чаш звук Ом можно смоделировать. Я использую эти наборы во время звуковой терапии.

МУЗИКАНТ.укр: Как Вы готовитесь к таким сеансов медитации? Важно находиться в каком-то определенном ритме или состоянии?

Amar Jyoti: Некоторые мастера йоги говорят, что йога начинается тогда, когда ты выходишь за дверь зала, в котором, собственно, только что позанимался йогой. Ваша жизнь всегда должна находиться в ритме того дела, которым занимаетесь.

МУЗИКАНТ.укр: Тот набор звуков, мелодии, ритмы, что звучали сегодня - это каждый раз что-то новое?

Amar Jyoti: Есть определенный набор так называемых «блатных аккордов», определенные наработки в таком звучании, интуитивно я добавляю что-то свое во время выступления. Но чаще всего я использую наработки духовных мастеров и ученых-акустиков по воздействию звука на человека. Есть теория, что наш позвоночник - это антенна, принимающая сигналы, к тому же, хребты мужчин и женщин настроены на разную частоту. Так вот для того, чтобы ввести человека в транс достаточно одного звука. И если мастер умеет пользоваться этими знаниями, то может лечить звуком.

МУЗИКАНТ.укр: Насколько древние тибетские чаши?

Amar Jyoti: Добуддийской период, в нашем понимании это эпоха шаманизма, история этих инструментов - почти две с половиной тысячи лет.

МУЗИКАНТ.укр: Как Вы объясните термин «Искусство тишины»?

Amar Jyoti: Свои сессии я иногда начинаю цитатой из одной легенды. В ней Мастер говорит ученику такие слова: «Прислушайся, ты слышишь пение звезд. Как белый цвет хранит в себе начало всех красок, окружающих тебя, так тишина хранит начало звуков. Послушай тишину, она подарит тебе величие души».

Действительно, слова иногда лишние. Давайте прислушиваться к себе.

 

Комментарии

Олег Мигаль
09 май 2018
Цікава стаття, доречна і змістовна.

Показано с 1 по 1 из 1 (всего 1 страниц)

Написать комментарий [отменить ответ]