Серый кардинал украинской музыки

Если Вы увидите бородатого стилягу, выходящего из реставрированного красавчика Volkswagen Scirocco (допустим, 81-го года), из окон которого виднеются синтезаторы, контроллеры, колонки, шнуры, микрофоны… (и так далее), остановитесь и попросите селфи, потому что весьма вероятно, что Вы встретили Артура Даниеляна.


Фотограф Елена Божко

Знакомьтесь (если еще незнакомы): это один из современных музыкальных криптократов. Один из тех важных людей, которые своими руками и мозгами “делают” все то, что мы слышим на концертах, на радио и ТВ, в такси и маршрутке, да и, собственно, всюду.

Итак, Артур Даниелян – концертный звукорежиссер, саундпродюсер, аудиомонтажер, аранжировщик, композитор и просто создатель музыкальных трендов – вот с кем сегодня наш разговор.

МУЗЫКАНТ.укр: Концертный звукорежиссер. Представим, что этого человека нет на концерте – что же тогда будет? Какова его роль, и насколько сильно зависит выступление артиста от живой работы звукорежиссера?

Артур Даниелян: Есть такая шутка: звукорежиссер – это человек, которого никто не замечает, пока он работает, но как только перестает, то это становится сразу заметно.

Если у артиста нет своего концертного звукорежиссера, или если он не справляется со своей работой, тогда даже самые лучшие могут на сцене звучать плохо и выглядеть некомпетентными и бесталанными. Это несправедливо! И одна из причин, почему я стал концертным звукорежиссером – это из-за внутреннего возмущения такой несправедливостью.

Когда-то мне попалась запись концерта одного уважаемого мной рок-музыканта, на который коллектив, скорей всего, не взял с собой звукорежиссера. Было очень заметно, что артист нервничал. И то, как все звучит, “запирает”, свистит – это ужасно.

Концертный звукорежиссер – это серый кардинал за спиной артиста, без которого его комфорт и полноценное самовыражение на сцене невозможны. Связь просто невероятная.

МУЗЫКАНТ.укр: У Вас с Олей Поляковой тоже есть эта тонкая невидимая связь?

Артур Даниелян: Конечно, Оля настолько привыкла ко мне, что даже не хочет без меня выступать. Недавно ей пришлось поехать с концертом в Азербайджан (я, как армянский уроженец, туда не поехал, по известным причинам). Оля после этого мне и сказала: «Никогда в жизни я без тебя больше никуда не поеду – это было ужасно!» Например, она, бывает, хочет что-то поменять в аранжировке, отбивке или интро уже на чеке. Эта работа выходит за рамки стандартных функций звукорежиссера – контролировать звук во время концерта, но так как мне интересно постоянно развивать скилы, и возможности Ableton Live это позволяют, я Олю балую и выполняю ее пожелания.


С Олей Поляковой

МУЗЫКАНТ.укр: Нужно ли звукорежиссеру по-особому чувствовать и понимать артиста как человека?

Артур Даниелян: Да, особенно артистов больших, потому что в большинстве своем они люди с характером. И я не сразу это понял – думал, что достаточно быть хорошим профессионалом с технической точки зрения. Но очень большой процент, может быть, даже процентов сорок звукорежиссерского умения – это умение быть психологом. Нужно искать к артисту подходы, да и просто стараться сохранять здоровую атмосферу на площадке.

Все это очень важно и одновременно сложно. Потому что всегда есть человеческий фактор, у каждого свои какие-то дела и проблемы. Техническую сторону можно или решить, или не решить – работа все равно будет продолжаться. А вот психологическую проблему ты либо решаешь, либо не работаешь вообще.

Никакой профессионализм не перекрывает корявости в общении. Никому не нужен злой звукорежиссер, который не умеет разговаривать, и непонятно, как с ним строить отношения. Зачастую – даже прямым текстом скажу – нужно уметь льстить (это хорошее слово).

МУЗЫКАНТ.укр: Как давно Вы работаете в этой сфере, и как быть хорошим звукорежиссером?

Артур Даниелян: Я начал работать в две тысячи четвертом году – то есть, в индустрии я около четырнадцати лет. Я тогда попросил у своего товарища-звукорежиссера напутствие, и он мне сказал: «Не бухай и будь внимательным на работе». Как оказывается, это сложно для многих людей, работающих в данной сфере.

Работа очень интересная и требующая большой отдачи, но при этом часто и недооцененная со стороны. Всегда вот смотришь на супер-мега-фирмачей, которые приезжают с иностранными артистами, и восхищаешься: стоит немолодой дяденька-неформал за пультом, что-то крутит, и вот прям видно в нем какую-то вселенскую мудрость – это концертный звукорежиссер.


На концерте, «БЕЗ ОБМЕЖЕНЬ»

МУЗЫКАНТ.укр: Хочется поговорить и о другой сфере Вашей деятельности – саунд-продюсировании. Есть ли в работе саунд-продюсера своя хорошая профессиональная рутина? Какая она?

Артур Даниелян: Да, и мне нравится этот рутинный процесс. Ко мне часто приходят с сырым, непонятным, записанным на диктофон в плохом качестве материалом и просят что-то с этим сделать. Моя рутина – это из таких черновых записей потихоньку огранять бриллиантик. И каждый раз я радуюсь конечному результату.

МУЗЫКАНТ.укр: Как же Вы работаете с таким “сырьем”, с чего начинать?

Артур Даниелян: Первый этап – подготовка микса к сведению. Это очень долгая, однообразная и рутинная работа: расставить маркеры, где припевы, а где куплеты, либо обозначить это разными цветами, почистить все, чтобы нигде не было лишнего шума. Или где-то вокалист чавкнул, кашлянул – это все необходимо убрать. Мне приходится это делать самому, потому что я еще не нашел человека, которому бы смог доверить такую подготовку, а принцип здесь таков: чем больше работы делает один человек, тем больше это сказывается на скорости работы.

МУЗЫКАНТ.укр: А когда и как работает команда в этом процессе?

Артур Даниелян: У великих мастеров саунда есть специально обученные люди, которые занимаются исключительно рутинной подготовкой сессий к сведению. Но украинским саунд-продюсерам приходится абсолютно все делать самим. В Украине, наверное, вообще нереально найти профессионального аудио-монтажера. Потому что у нас это – как профессия официанта. Хорошие официанты в Европе очень ценятся, а у нас воспринимают как переходную профессию.

Тем более, у нас теперь все больше и больше хотят получать деньги, а не зарабатывать на работе. Сегодня единицы готовы учиться и заниматься рутиной. Для этого нужно приходить и сидеть за спиной у профессионала. Я так начинал, и первое, что я научился делать – это подчищать голоса, то есть, интонационно поправлять те моменты, где музыкант слегка не попадает в ноты. Это тоже долгий процесс, но он и очень творческий. 

«Хочу и не могу не делать» – сейчас такой романтики все меньше и меньше. Ко мне много раз подходили и просились поучиться – конечно, ко мне можно, я всегда очень рад. Но дальше слов дело обычно не заходит.


Фото с Олегом Артымом и DJ Original B. Фотограф Юля Вебер

МУЗЫКАНТ.укр: Поделитесь, пожалуйста, рецептом трендов, ведь Вы их действительно создаете. Из чего должен состоять трек, который обязательно станет популярным? Можно ли сделать из любого, неплохо поющего и симпатичного человека звезду, если кто-то ему напишет песню и сделает аранжировку?

Артур Даниелян: Есть два ингредиента. Если они присутствуют – тогда песня попадет практически на любое радио. Но первый без второго и второй без первого бессмысленны.

Первый ингредиент: В песне не должно быть проигрышей, не должно быть никакого инструментального соло. Программные директора этого жутко не любят, для них, если нет пения – это все, это кошмар, это просадка в эфире, и слушатель переключит станцию. Любой может обратить внимание на то, что часто композиции на радио звучат с первых слов песни и до первого соло или проигрыша, а потом обрезаются. Бывает, слушаешь, слушаешь, та-да-да-да-да и… «Вы слушаете бла-бла-FM»… – оборвалась песня. Я советую не ставить соло, если Вы хотите, чтобы эту песню слушали от начала до конца, раз за разом.

Второй ингредиент: Это хорошая PR-служба. Поверьте, в свое время мне пришлось много поработать в стол, пусть и за деньги, и очень качественно. А все просто из-за того, что человек либо вообще не знает, что такое PR, и как этим заниматься, либо не хочет.

Есть такое старое романтическое мнение, что, раз я сделал хорошую музыку, то меня сразу же заметят. Так вот – не заметят! Потому что за минуту на планете Земля создается тысяча двести двадцать четыре с половиной хороших и гениальных композиции (условно говоря). И чем дальше, тем больше.

Сейчас каждый, у кого есть ноутбук, может быть продюсером. Имеются примеры (особенно в электронной сфере) успешных музыкантов, делающих музыку в “лоджитековских затычках”, в своем макбуке. Из-за этого целая индустрия больших профессиональных студий рухнула. Музыканты перешли в маленькие проект-студии, такие, как моя здесь, примерно.

Знаете, сейчас разрабатывается искусственный интеллект в этой области работы со звуком. Думаю, что фактически лет через пять мы сможем взять мультитрек, закинуть в программу и через минуту получить готовую песню. Понято, что человеческий фактор все равно будет. Машинное красивое сведение – это еще не все. Нужно уметь раскрашивать, делать необычный для человеческого уха стиль. Меня когда-то просил Юрий Никитин, отслушивая мои работы, вносить неровности и шероховатости в микс, чтобы результат был более, что ли, человеческий.


В студии. Фотограф Юля Вебер

МУЗЫКАНТ.укр: Проект Вашей мечты – какой он?

Артур Даниелян: Все, что я сейчас делаю, – это уже моя мечта. Но еще я хотел бы попробовать написать музыку для кино. Это было бы интересно, необычно. И это для меня своего рода выход из зоны комфорта. Хотя я совсем недавно такое задумал. А вообще, я счастливый человек: у меня есть практически все, о чем я мог мечтать.

Дорогие читатели, а о чем мечтаете Вы? Какие музыкальные мечты сегодня парят в воздухе? Возможно, мы поможем их осуществить вместе с наибольшим в Украине Каталогом музыкальных инструментов и оборудования?

Мы благодарим Артура Даниеляна за столь интересный и полезный разговор и призываем всех ожидать следующих интервью на МУЗЫКАНТ.укр, приобщаться к диалогу и комментировать статьи!

Комментарии

Алла
11 фев 2018
Артур,ты молодец,гордимся тобой.(работали вместе в "Струм-Славутич"),очень рады,что ты воплотил свою мечту в жизнь,получаешь удовольствие от этого сам и радуешь людей.
Александр
09 фев 2018
Дуже цікаво! Завжди думка була - а як воно потойбіч сцени? Купа людей працують заради того щоб ми чули досконалий звук - як все це працює? Дякую за таку гарну відповідь! :)

Показано с 1 по 2 из 2 (всего 1 страниц)

Написать комментарий [отменить ответ]